По крайней мере, 100 000 христиан покинули равнину Ниневии прошлым летом. Террористическая группа «Исламское государство» с тех пор наступает на север Ирака и захватывает и церкви, и дома христиан.
Только курдский автономный регион все еще является безопасным районом для христиан и других меньшинств. Маттея Врий, голландская журналистка, отправилась на поиски переселенцев в Эрбиле, Курдистан. Она имела неожиданную встречу со старым знакомым.
ФАКТЫ
В 2003 году в Ираке было 1,5 миллиона христиан. Их называют ассирийцами или халдеями, и они говорят на современном арамейском языке. Но их количество сейчас насчитывает примерно 400 000. За 11 лет, более чем две трети бежали, эмигрировали или были убиты. Один из крупнейших терактов в Багдаде в 2010 унес 68 человек.
«Абуна Мазен! Это вы!» Мой голос звучит слишком громко в небольшом полевом госпитале. Я надеялась найти священника в этом мегаполисе, и я удивлена, что он сидит здесь, в окружении сотен людей, которые разбили лагерь на церковном дворе. Они живут в палаточном лагере здесь в Курдистане с августа. Все они были вынуждены бежать от «ИГ».
В 2011 году я имела обширное интервью с Абуном («Отец» по-арамейски) Мазен Ишоа в его церкви в городе Каракош, к востоку от Мосула на равнине Ниневии. Теперь, когда я встретила его снова через три года, он говорит, что он находится в палаточном лагере, чтобы посетить и поддержать верующих духовно. «Это очень важно, потому что у людей есть много душевных страданий», – говорит он мне.
Медсестра также говорит, что здесь, в лагере беженцев, часто случаются депрессии.
Другая семья из города Абуна Мазена делится своим бедственным положением. Показывая мне фотографию, отец говорит: «Это была моя дочь. Она погибла вместе с двумя соседскими детьми во время минометного обстрела «ИГ». Ей было 36 лет.»
Отец, братья и сестра убитой, Инаам Ишо Поулос, в настоящее время живут в брошенном офисе. «Это должен был быть замечательный день; она должна была обручиться в тот день. Но вместо этого ее похоронили», – говорит мне сестра Инаам.
Семья Инаам Ишо Поулос, женщины, погибшей во время минометного обстрела «ИГ», теперь расположилась в пустом офисе в Эрбиле, как и многие христиане, которые бежали от «ИГ».
Она объясняет, что хоть это и трагедия, «но ее смерть не была напрасной». Когда ее сестру убило миной, она говорит: «Сразу началось бегство. Тысячи людей были спасены ее смертью».
Женщины, которые могли бы в противном случае быть похищенными и изнасилованными боевиками «ИГ», были также спасены. Сестра Инаам вспоминает, что церковные колокола в долине Ниневии звонили, чтобы предупредить людей. Церковные колокола перестали звонить после той ночи, когда христиане бежали. Впервые за 1600 лет они молчат.
Абуна Мазен не знает, вернется ли он когда-нибудь в Каракош. Хотя он был далеко, в Европе, когда минометным обстрелом ударили по городу и убили Инаам, он был вынужден бежать от террористических атак в прошлом. В 2010 году он оставил Мосул после того, как его отца и двух братьев убили, как животных, в их собственном доме. Мало что могло остановить исламских террористов делать то, что они хотели, даже тогда.
Фото: голландская журналистка Матея Врий говорит с Абуном Мазен Ишоа, который ободряет христиан, которые бежали из равнин Ниневии в Ираке.
А в 2007 году террористы похитили его и держали в плену в течение недели. Неужели все эти переживания дали ему больше оснований ненавидеть исламских экстремистов?
«Нет. Я говорю вам то же самое, что сказал три года назад: я не держу зла на экстремистов. Любите врагов ваших, говорит Иисус. И Библия говорит ясно: если вы последуете за Мной, вы будете подвергаться преследованиям».
Абуна Мазен утверждает, что, несмотря на столетия трудностей, Бог приготовит путь. Абуна Мазен учится, чтобы стать наставником монастыря в Ираке. «Да, здесь, в Ираке! Христианство здесь останется».
Автор: Маттея Врий
Источник: предоставлено организацией SDOK (партнер «Голоса мучеников» в Голландии)