От ночей ужаса до дней надежды

16.08.2024

Когда Раджа и её сестра Самия говорят о Евангелии, их глаза сияют. Однако радость на лицах девушек противоречит страданиям, которые они пережили после того, как более десяти лет назад в Сирии разразилась гражданская война. «Мы познали истинного живого Бога», — говорит Самия, размышляя о живой вере, которую они с сестрой обрели после бегства со своей, раздираемой войной, родины. «Иисус радикально изменил мою жизнь», — добавляет Раджа. 

 Однако даже несмотря на то, что женщины делятся свидетельствами о Божьем спасении и восстановлении, тень смерти, от которой Бог чудом спас их, всегда рядом. 

Начало войны 

 В марте 2011 года активисты-демократы начали кампанию против репрессивного диктаторского режима Сирии, организовав массовые демонстрации в нескольких городах. 

Мирные протесты быстро переросли в вооружённые восстания, когда многочисленные повстанческие группировки, в том числе и исламистские, такие как «Аль-Каида» и самопровозглашённое «Исламское государство» (ИГИЛ), начали сражаться с сирийскими правительственными силами. А как только в стране вспыхнула война, исламистские группировки воспользовались хаосом, чтобы сделать своей мишенью христиан. 

Раджа и Самия родились в традиционно христианской семье и жили в преимущественно христианском районе, куда теперь ступила нога мусульманских экстремистов. 

Боевики ИГИЛ начали стрелять по домам, выкрикивая оскорбления в адрес горожан-христиан. «Нападающие обзывали нас свиньями и ещё куда более уничижительными прозвищами, — рассказывает Раджа. — Нас называли кощунниками-кафирами [неверными] и хотели исламизировать, прибегая к силе». «Боевики похищали нас для удовлетворения своей похоти, — добавляет Самия. — Они считают, что имеют право использовать нас, насиловать, издеваться над нами и вообще делать с нами всё, что захотят». 

Самия была замужем в течение шести месяцев, когда примерно за две недели до Рождества 2011 года исламисты начали свирепствовать в их районе. Поскольку неподалёку их дома шли бои между боевиками ИГИЛ и правительственными войсками, супругам пришлось провести три дня и ночи внутри помещения, пока у них не закончилась еда. Несмотря на то, что спорадические бои продолжались, муж Самии, Хабиб, решил отправиться на поиски припасов. Это был последний раз, когда Самия видела его живым. Женщина добралась до дома родителей, однако её безопасность там была недолгой. 

Самия подождала полтора дня, прежде чем выйти из дома на поиски мужа. Когда она нашла его тело, лежащее на улице, его трудно было узнать. 

Той ночью Самия бежала пешком, а мужа ей пришлось оставить непохороненным.

В окружении террора 

 В январе 2012 года боевики ИГИЛ вторглись в район, где Раджа жила со своим мужем Фуадом и ребёнком. Тогда стало понятно, почему исламисты пометили дома последователей Христа. «Они составили списки христиан и собирались казнить их, — сказала Раджа. — Соседи посоветовали мужу поскорее бежать, поскольку узнали, что нападавшие собирались убивать христиан». 

 Исламисты казнили верующих, ставя их к стене с крестообразно расставленными руками и расстреливая из автоматического оружия. Они также похищали, насиловали и убивали женщин-христианок, а мужчин пытали и хоронили заживо. 

 7 февраля территория вокруг дома Раджи была охвачена полномасштабными боевыми действиями. Когда экстремисты выбили окна в их доме, Фуад велел жене отвести ребёнка в заднюю комнату и спрятаться, а сам взял винтовку и пошёл на улицу, чтобы защищать свой дом. 

 Фуад был ранен и захвачен боевиками ИГИЛ, которые сначала избили его, а потом ввели ему в вены дизельное топливо. После семи часов пыток Фуада оставили на крыльце дома, чтобы семья стала свидетелем его агонии. 

 Группа мужчин-христиан на скорую руку погребла Фуада на местном кладбище без каких-либо похорон. Затем Раджа взяла ребёнка и бежала в дом родителей, куда к тому времени уже добралась её сестра Самия. 

 Боевики ИГИЛ взяли под контроль ещё больше территорий, и сёстры вместе со своими родными снова оказались в опасности. Когда исламисты стали ломиться в дверь дома родителей, отец Раджи и Самии, Надер, попытался защитить семью. Боевики избили его, но в итоге покинули дом. 

 Примерно в то же время семья получила известие о том, что в ходе боевых действий были убиты четыре брата Раджи и Самии, а также ещё два родственника. «Молодых мужчин хватали всех подряд и безжалостно убивали», — объясняет Раджа. 

 Через месяц после избиения Надера боевики выпустили реактивную гранату в его дом, разрушив его. Семья выжила, но была вынуждена бежать пешком в соседнюю страну. «Мы спасались, имея только одежду, которая была на нас», — вспоминает Самия. 

 Побег и новые начинания 

 Сёстры и оставшиеся в живых члены их семьи были полны решимости выбраться из Сирии, впрочем путешествовать пешком с 5-месячным ребёнком и пожилыми родителями было сложно. Кроме того, им приходилось уклоняться от боевых действий. Они шли около недели, прежде чем достигли границы, спали на земле и выживали за счёт еды, которую могли найти. 

 Мать Раджи и Самии, Наваль, говорит, что в те трудные дни она просила Господа о помощи, и Он отвечал на её молитвы. «Каждый раз, когда я была в отчаянье, — рассказывает она, — я призывала Господа и ощущала, как свет освещает тьму». 

 Перейдя границу с соседней страной, семья получила временное жильё и предметы первой необходимости. Они прожили в палатке в лагере беженцев два года. Горе сестёр усугубилось, когда от инсульта Надер умер. Большинство соседей-беженцев были мусульмане, которые их не принимали. Однако с помощью всемирного Тела Христа семья в конце концов нашла более безопасное место проживания. 

 Местный пастор также начал обучать их Библии. «Когда он рассказал нам Благую весть, я почувствовала себя маленьким ребёнком, — объясняет Раджа. — Я на самом деле родилась заново, была как новорождённое дитя. Это стало моим духовным рождением, которое принесло утешение, совершенно новое, чего я никогда раньше не испытывала. 

 Самия описывает подобное возрождение веры. «Когда мы читаем Библию, — говорит она, — мы чувствуем, как Иисус Христос возрождает наши сердца». 

 Две сестры вместе со своим пастором теперь регулярно доставляют помощь и провозглашают Евангелие беженцам-мусульманам. «Я впервые вижу, чтобы нехристиане слышали об Иисусе и принимали Христа!» — радуется Самия, а её глаза сияют от счастья. 

 Постоянное давление и непреходящая надежда 

 Семья по-прежнему сталкивается со многими проблемами. Они живут в районе, где проживает мусульманское большинство и где многие мужчины рассматривают их как добычу; Самия уже подверглась попытке нападения со стороны мусульманина. 

 «Господь — мой пастырь, и я не буду нуждаться», — говорит Раджа, цитируя Псалом 22. Их мать, Наваль, добавляет: «Он наш Господь, наш Спаситель, и я многому у Него научилась; Он поддерживает нас, Он терпелив и верен». Дочь-подросток Раджи, Яра, делится важным уроком, который она усвоила: «Я узнала, что наш Господь — единственный, кто может стоять рядом с нами в самые трудные времена нашей жизни, чтобы дать нам надежду, мир, веру, радость и силу жить». «Я знаю, что Бог никогда не оставит того, кто ищет Его всем сердцем», — подытоживает Самия.  

 Четыре женщины просят молиться о Божьем обеспечении, поскольку они продолжают надеяться на возможное возвращение на родину, в Сирию. «Мы хотим вернуться и рассказывать там об Иисусе», — делятся христианки своей мечтой с пастором, задаваясь вопросом, смогут ли они как-нибудь отстроить разрушенный дом родителей. «Может быть, там мы могли бы начать проповедовать Христа», — предполагают они. 

 Несмотря на свои глубокие страдания и личные потери, а отчасти из-за них, четыре женщины жаждут поделиться надеждой Христа со своими соотечественниками, которые отчаянно нуждаются в примирении друг с другом и с любящим их Богом. 

С начала гражданской войны более 2 млн сирийских беженцев бежали в Ливан и Иорданию. Местные христиане в обеих странах активно служат беженцам 

Несмотря на продолжающиеся трудности, Наваль, Яра, Раджа и Самия (слева направо) с радостью свидетельствуют о любви Христа окружающим