ПАКИСТАН: 11 ЛЕТ СПУСТЯ ПОСЛЕ НАПАДЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ СТРАХ ПРОХОДИТ — ВЕРА ОСТАЁТСЯ

04.09.2024

22 сентября 2013 года террористы-смертники совершили нападение на церковь Всех Святых в Пешаваре, Пакистан, после воскресного богослужения. Супружеская пара, потерявшая в результате теракта двоих детей, рассказала «Голосу мучеников», как они трудятся над тем, чтобы нести надежду и исцеление членам своей общины наряду с библейским призывом прощать своих преследователей. 

Аная вспоминает, что в то воскресное утро она чуть было не осталась дома. «Её муж, Фахми, координатор молодёжного служения, был на другом конце света на конференции христианских молодёжных лидеров, — сообщает представитель «Голоса мучеников» доктор Хён Сун Фоли. — Их 9-летняя дочь Нахер проснулась с лихорадкой. Но девочка и её 11-летний брат Ишан умоляли мать отвезти их в воскресную школу. В конце концов, Аная согласилась, и семья отправилась в церковь Всех Святых, как они делали это каждую неделю». 

Однако лихорадка у Нахер усилилась, и примерно на середине утреннего богослужения девочка пришла в зал, чтобы отдохнуть на коленях у матери. «Аная планировала не оставаться на обычное общение после служения, а отвезти больную дочь домой, но ненадолго остановилась, чтобы поговорить с сестрой и зятем, а Ишан побежал играть с друзьями», — объясняет представитель Фоли. 

Затем мир Анаи рухнул. 

В 11:43 утра двое террористов-смертников привели в действие свои взрывные устройства, находясь среди примерно 700 прихожан, собравшихся во дворе для общения. Изначально сообщалось о 81 погибшем, в том числе семи несовершеннолетних. Теперь известно по меньшей мере о 150 пострадавших. Аная получила серьёзные ранения, а Ишан и Нахер оказались среди семи погибших детей.  

На расстоянии девяти часовых поясов Фахми разбудил телефонный звонок. Его двоюродный брат увидел кадры взрыва в Пешаваре в выпуске новостей. Фахми немедленно позвонил Анае, однако жена не ответила на звонок. Он пытался связаться с родственниками и друзьями, но никто не отвечал. «Я включил пакистанский канал новостей и увидел среди раненых знакомые мне лица, — рассказал Фахми Голосу мучеников. — По телевизору показывали мою семью». В конце концов Фахми удалось дозвониться до друга, который сообщил ему, что Аная сильно пострадала, а о детях ему ничего не известно. 

Через несколько часов Фахми уже сидел в самолёте, летящем в Пакистан. «Во время полёта он собирал крупицы информации, просматривал новости и между пересадками продолжал обзванивать знакомых, — рассказывает представитель Фоли. — Так он узнал, что его мать, два дяди, зять и несколько двоюродных братьев и сестёр были убиты. Кроме того, его братья, племянницы и племянники, невестка и многие друзья получили ранения. А со временем кто-то сообщил и о гибели детей». 

Пешавар, население которого составляет более 2 млн человек, является воротами к опасной приграничной зоне с Афганистаном. Эта столица провинции Хайбер-Пахтунхва (ХПК), находящейся на северо-западе Пакистана, страдает от насилия и бомбардировок, и убийства там — не редкость. 

После нападения у Фахми и Анаи родились ещё двое детей. Они считают, что показывать окружающим пример доверия Богу и стойкости среди испытаний является важным служением их семьи 

Гористая местность ХПК с наличием множества пещер поспособствовала возникновению баз многочисленных исламских террористических группировок, включая «Аль-Каиду» и «Талибан». Воинствующая группа «Джундуллах», ответвление пакистанского «Талибана», взяла на себя ответственность за взрыв в церкви Всех Святых. 

Двое террористов-смертников из «Джундуллах», каждый из которых имел при себе приблизительно по 6 кг взрывчатки с металлическими шариками и острыми осколками для нанесения максимального ущерба, проникли в церковь вместе с сотрудниками, которые доставляли еду для общецерковной трапезы. 

Даже 11 лет спустя взрыв в церкви Всех Святых остаётся одним из наиболее смертоносных нападений на христиан в Пакистане. Окончательное число погибших составило 127 человек. 

Представитель Фоли заявляет, что, несмотря на все перенесённые церковью страдания и горе, она остаётся светом для местного сообщества. «Через неделю после нападения церковь Всех Святых вновь распахнула свои двери и наполнилась прихожанами, в числе которых многие, получившие ранения и скорбящие об утрате родных и близких, — рассказывает представитель Фоли. — И когда, ближе к концу богослужения, на рынке всего в нескольких кварталах прозвучал новый взрыв, прихожане отреагировали молитвой, а не паникой». Она говорит, что церковь даже была построена так, чтобы снаружи немного походить на мечеть и выглядеть более привычной для посетителей-мусульман, составляющих 98% населения Пешавара. 

Вернувшись в Пешавар, Фахми сразу же отправился в больницу, чтобы увидеться с супругой. Аная находилась в отделении интенсивной терапии и то теряла сознание, то приходила в себя, а тело её было обожжено и усеяно осколочными ранениями. Из-за тяжёлого состояния жены врачи посоветовали Фахми временно скрывать от неё факт смерти детей. Визит длился всего несколько минут, прежде чем персонал лечебного заведения попросил Фахми покинуть палату. Следующей остановкой мужчины был морг, где ему предстояло опознать своих детей и увидеть тело матери. 

Эти часы, висевшие в зале церкви Всех Святых, остановились, когда прогремели взрывы 

Фахми рассказал «Голосу мучеников», что последующие дни прошли как в тумане. «Между короткими визитами к Анае Фахми навещал других, кто выжил во время нападения, — рассказывает представитель Фоли. — Он молился со вдовами, вдовцами, сиротами и родителями, которые, как и он, потеряли детей. Он поддерживал раненых, одновременно переживая собственное горе». 

Примерно через 10 дней после взрыва церковь Всех Святых посетил пастор, который проповедовал на основе 8-й главы Послания к Римлянам. «Он задал нам вопрос, — рассказывает Фахми Голосу мучеников. — Кто отлучит нас от любви Божией, притеснение ли? Я задал этот вопрос себе и дал тот же ответ, что и апостол Павел: ничто не может отлучить нас от Божьей любви. Это и стало первым мотивом [для ободрения] и укрепления моей веры». 

Когда Аная была переведена в обычную палату, Фахми наконец рассказал ей о смерти Ишана и Нахер. Она была потрясена, а затем разозлилась на Фахми за то, что он скрывал от неё правду и она не имела возможности попрощаться с детьми.  

Несмотря на гнев Анаи, Фахми ощутил облегчение, что они наконец смогут оплакивать потерю детей вместе. «Когда я была в больнице, моя вера немного пошатнулась, и я спрашивала Бога, почему Он забрал их обоих, — сказала Аная «Голосу мучеников». — Но даже тогда я не винила Бога; я не отказалась от своей веры. Во всём этом горе и в этой ситуации Бог был с нами. Именно Он утешал нас и давал нам ободрение». 

Аная начала видеть сны о том, что её дети в месте, которое, как она верит, является небесами. «Осознание того, что мои дети находятся там, приносило мне утешение», — вспоминает женщина. 

Ишану было 11, а Нахер — 9, когда они погибли в результате взрывов, которые также унесли жизнь матери Фахми (вверху слева) 

Представитель Фоли сообщает, что через несколько месяцев после выписки из больницы супруги получили два дара от Бога, которые принесли им неожиданную радость и исцеление. «В новом году Аная забеременела дочерью, — рассказывает представитель Фоли. — И они с мужем смогли пройти курс библейского консультирования в другой стране для реабилитации после травмы и утраты». Представитель Фоли говорит, что вскоре в семье родился ещё один ребёнок. «Когда после получения консультаций Фахми и Аная вернулись в Пешавар, они приехали с желанием развивать библейское консультирование, чтобы помогать другим таким же образом, каким сами получили помощь, — сообщает представитель Фоли. — Поэтому в 2015 году с одобрения руководства пакистанской церкви супруги переехали, и Фахми прошёл обучение с целью получить степень в области пастырского консультирования».  

Фахми рассказал «Голосу мучеников», что после окончания учёбы ему поступили предложения служить в более безопасных местах, как в Пакистане, так и за рубежом. Однако семья вернулась в Пешавар, где Фахми стал преподавать в христианской семинарии и заниматься консультированием. 

Церковь Всех Святых в Пешаваре, Пакистан 

На семинарах по посттравматической реабилитации, в лагерях по оказанию помощи выжившим и на разнообразных образовательных мероприятиях Фахми объясняет верующим, что Библия учит о страдании и преследованиях. Он свидетельствует о том, что в результате нападения вера церкви стала ещё сильнее. «Когда к нам приходили журналисты и спрашивали многих пострадавших в нашей церкви о прощении, все говорили, что мы простили [своих обидчиков]», — рассказал Фахми «Голосу мучеников». Но он добавляет, что они так отвечали, потому что знали, что Божье Слово учит прощать, хотя ещё и не ощущали прощения в своих сердцах. «Простить тех, кто убил твоих детей, на самом деле очень трудно», — говорит отец. 

Однако время, проведённое в уединении и в размышлениях, а также занятия пастырским консультированием помогли Фахми перебороть непрощение. «Это была длительная борьба, — объясняет он, — но спустя 10 лет я могу сказать, что мы действительно смогли простить их, потому что наш Господь Иисус простил тех, кто преследовал Его». 

Фахми рассказал «Голосу мучеников», что урок, который он хочет, чтобы другие христиане извлекли из этой трагедии, заключается в том, что быть христианином — значит идти по жизни с верой, а не со страхом. «Что угодно может случиться в любое время и в любом месте, но если у нас сильная вера в Бога, если мы верим, что Иисус с нами, для страха нет места».